Рулевая рейка – это элемент конструкции, который посредством технической цепочки передаёт усилие от руля на колёса машины. Схематично кажущийся простым процесс можно изобразить так:

На схеме видно: то, что кажется нам простым, как щелчок пальцами, на самом деле задействует несколько деталей и механизмов. Рейки бывают механическими, электрическими и гидравлическими: последний вид применяется чаще всего, а к стандартной схеме добавляются масляные трубки, насос и распредклапан.
Современные автомобили дополнены гидроусилителем, снижающим прилагаемое водителем усилие при выполнении поворотных маневров. Во внедорожниках добавлен демпфер рейки, функции которого сводится к нейтрализации вибрирующего действия в руле.
Замена рулевой рейки необходима, если удалось явно диагностировать именно этот фактор поломки.
Что подсказывает о надвигающейся проблеме
1. Стук, гудение под рулевым колесом, особенно усиливающийся во время смены направления движения.
2. При вертикальных подскоках машины рулевое колесо заметно вибрирует.
3. Руль:
– самостоятельно понемногу перемещается без участия водителя;
– долго возвращается в исходное положение;
– требует большей силы для вращения и способен подклинивать.
4. Машина виляет на дороге, поэтому невозможно ни на секунду убрать руки с руля.
Оттягивание поездки на СТО приведёт к возникновению замедлению управлением легковым транспортом и более частым ремонтом подвески.
Факторы, помогающие продлить рабочее состояние рулевой рейки
Передвижение по неровному пути, особенно когда хорошо нагружен багажник, частая смена погодных условий, резкий выворот руля, чтоб красиво вписаться в поворот – всё это плохо сказывается на состоянии рулевой рейки. Если возник ощутимый люфт, вообще нежелательно продолжать эксплуатировать автомобиль до выяснения и устранения причины.
Хотим дать несколько полезных советов автолюбителям.
- При повороте не оставляйте руль на длительное время в пограничном положении (желательно удерживать его в крайнем стационарном не более 3-5 секунд).
- В морозное время после прогрева машины с рулём надо тоже вначале обращаться очень аккуратно, постепенно поворачивая на нужный угол.
- Проверяйте состояние пыльников. Если на них попадает смазка или заметны трещины, то скоро детали выйдут из строя. Прорванные куски не смогут остановить влагу и грязь, которые будут оседать на других деталях, вызывая повышенное истирание. Замечено, что когда мелкие песчинки проникают в рейку, её дальнейший срок службы ограничится всего несколькими днями.
Отремонтировать или обновить
Замена пыльника, масляных шлангов, наконечников тяг, крестовины вала руля, затяжка ремня под гидравлику – это относится к небольшим восстановительным работам, которые умельцы иногда выполняют сами, используя приобретённые ремкомплекты или отдельные составляющие. А когда требуется замена рулевой рейки, цена возрастает в несколько раз. И здесь нужен опыт специалистов, инструмент и подъёмные средства.