Автомобильная подвеска отвечает за соединение колесной базы и кузова автомобиля с дорожным полотном, плавность движения и комфорт водителя с пассажирами во время движения. Это один из главных элементов ходовой части любого транспортного средства, выполняющий три важные функции:
- крепление колесной базы к днищу кузова;
- гашение толчков и вибраций, возникающих в процессе движения автомобиля по дороге;
- подвижность колес, обеспечивающую плавный ход машины во время езды по дорожному полотну.
В ходе развития автомобильного производства ведущие производители известных автомобильных марок устанавливали на свои авто различные виды подвески.
Особенности конструкции
Существующее разнообразие видов автомобильных подвесок можно разделить на две большие группы,
- Зависимые. Колеса располагаются на одной оси и связаны друг с другом в жесткой конструкции;
- Независимые. Колесо может самостоятельно двигаться, не оказывая воздействия на другое колесо, находящееся с ним на одной оси.
В разнообразных конструкциях подвесок существует ряд общих узлов и деталей:
- пружины, рессоры, торсионы, обеспечивающие упругость и амортизацию кузова во время движения;
- поперечные, сдвоенные и продольные рычаги, с помощью которых равномерно распределяется сила на колесную базу и крепление подвески к кузову автомобиля;
- амортизаторы, гасящие толчки и удары и не позволяющие машине раскачиваться во время движения. На разных типах подвески могут использоваться амортизаторы масляного или пневматического типа;
- связующие колеса на одном мосте штанги называются стабилизаторами поперечной устойчивости:
- втулки, сайлентблоки и шаровые опоры, выполняющие функции крепежа.
Все эти элементы подвески во время движения испытывают повышенную нагрузку, которая увеличивается при движении машины по бездорожью. Без регулярного технического обслуживания износ элементов подвески увеличивается, что отражается на качестве ходовых характеристик:
- происходит нарушение развала схождения;
- ухудшается управляемость транспортного средства;
- при торможении автомобиля передняя часть кузова начинает крениться вниз;
- во время поворотов кузов начинает раскачиваться или заваливаться вбок.
Предотвратить появление таких неприятных симптомов поможет своевременная диагностика подвески и замена изношенных элементов. Проведение регулярного технического обслуживания этого важного узла в любом автомобиле обеспечивает безопасное управление транспортным средством и хорошие ходовые характеристики.
Особенности подвесок разных типов
Самой распространенной зависимой подвеской является конструкция с продольными рессорами. Она отличается повышенной прочностью и устанавливается обычно на автобусах, грузовиках и внедорожниках.
Кроме этого используются и другие виды зависимых подвесок:
Имеющие направляющие рычаги. Их устанавливают на спорт кары, автобусы или грузовые машины;
Де Дион. В которой ведущие колеса соединяла подрессоренная балка, а вращение на колеса шарнирной полуоси передается с помощью редуктора. Эту надежную подвеску устанавливают на машинах марки Альфа Ромео, Форд и др.
Есть полузависимые подвески, к которым относится торсионно-рычажная конструкция. Она устанавливалась на первое поколение автомобилей Фольксваген Гольф. Такая система имеет торсион, имеющий форму металлической трубы, внутри которой установлены специальные стержни. Работают на сжатие, обеспечивая поперечную устойчивость и упругость полузависимой подвески.
Подвески независимого типа также представлены широким модельным рядом. Самой простой считается независимая подвеска, имеющая качающие полуоси. В ней также есть упругие детали:
- пружины;
- торсионы;
- рессоры.
Такую независимую подвеску обычно устанавливают на малолитражки городского типа, которые не отличаются высокими скоростными характеристиками.
Конструкции с рычагами чаще всего используются на легковых авто разных марок. В ней не связанные друг с другом колеса прикреплены к рычагам. Последние прикреплены к днищу в свободном режиме.
Эту базовую конструкцию улучшали с помощью различных рычагов:
- продольных;
- косых;
- двойных;
- многорычажных.
К рычажной конструкции относится подвеска системы Макферсон. Большой популярностью в последнее время пользуется подвеска с пневмо баллонами, позволяющая водителю с помощью различных приборов контролировать параметры ходовых характеристик.
Большое количество датчиков установлено на адаптивной подвеске. Они собирают информацию о положении колесной базы, скорости, типу дорожного покрытия. На основе собранной информации автоматически выставляется режим движения автомобиля.